загрузка страницы
 

Постановка системы бюджетного управления

Бюджетирование – важнейший элемент системы оперативного управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Является одним из наиболее эффективных и современных инструментов контроля состояния компании, поэтому постановка бюджетного управления в последние годы становится нормой для российских компаний.

В целом процесс бюджетирования представляет собой замкнутый контур, стоящий из ряда последовательных этапов:

Цикл бюджетирования

Постановка бюджетирования на предприятии включает в себя:

  • Выделение целей, которые необходимо достичь внедрением бюджетирования;
  • Формирование и анализ бюджетной структуры. Определяются центры финансовой ответственности, виды бюджетов, которые будет вести предприятие, взаимосвязь между бюджетами и структура бюджетов;
  • Разработка системы планирования. Определяется порядок планирования, а именно в какой последовательности формируются бюджеты, кто участвует в процессе планирования, регламент их действий, сроки предоставления результатов планирования, согласования и утверждения;
  • Согласование порядка исполнения бюджетов. Определяется, что будет являться источником фактических значений бюджетов, регламентируются порядок сбора фактических данных и правила ввода фактических данных (определяется методика ведения учета для целей бюджетного управления).

Бюджетирование – довольно трудоемкий процесс, который невозможно организовать совсем без автоматизации (хотя бы средствами Excel). Проблема составления и контроля исполнения бюджетов становится еще более сложной при наличии территориально-распределенной структуры предприятия и многоуровневого, многоэтапного процесса планирования (сверху вниз, снизу вверх).

Информационная система решает проблемы высокой трудоемкости операций, связанных с:

  • анализом и расчетом плановых показателей на основании данных предыдущих периодов и связанных бюджетов;
  • консолидацией и взаимоувязкой данных разных бюджетов;
  • организацией взаимодействия сотрудников всех уровней ответственности при составлении бюджетов;
  • оперативным отслеживанием выполнения бюджетов;
  • отражением данных текущей деятельности предприятия в бюджетах.

Внедренная и отлаженная система бюджетного управления позволяет:

  • сделать бизнес компании "финансово-прозрачным";
  • снизить трудоемкость планирования бюджета и повысить его детальность путем децентрализации;
  • повысить дисциплину конкретных исполнителей путем возложения на них ответственности за составление и контроль исполнения отдельных статей бюджетов;
  • организовать планирование и анализ бюджетов в различных разрезах.