загрузка страницы
 

Что скрывается за автоматизацией бюджетного учета ?

Валерий Сентябов, НПО «Компьютер»

Вопросы автоматизации учета как таковые рассматривались и всесторонне обсуждались многократно. Автоматизация в бюджетной сфере в этом плане – не исключение. Полнота представления всех проблем, возникающих в связи с автоматизацией учета, определяет эффективность организации процессов автоматизации, рациональное использование всех ресурсов, включая людей, время и деньги. И хотя данная статья не претендует на исключительность, но ряд рассматриваемых вопросов, полагаю, может вызвать острый интерес как руководителей бюджетных учреждений, так и специалистов, занимающихся автоматизацией бюджетного учета. 

Прежде всего необходимо сказать, что любые процессы в бюджетной сфере, не исключая и автоматизацию, становятся все более прозрачны для последующей оценки рациональности использования ресурсов. Необходимость этого в наших российских условиях связана не только с ограниченностью средств бюджета (“Россия! На всех не хватает”), но и с типичной ситуацией слабой информированности о действительном положении вещей (уровень цен, предложений, качество услуг на рынке). Данная проблема еще в недалекие советские времена приводила к тому, что некоторые разработки повторяли друг друга просто потому, что авторы были совершенно не в курсе имеющихся аналогов. В вопросах автоматизации недостаточная информированность приводит к тому, что иногда принимаемое решение неэффективно ни с точки зрения затрат, ни с точки зрения реализации. Если даже не иметь в виду банальную причину – коррупцию, выражающуюся в том, что принимающие решение руководители учитывают свой личный а не государственный интерес в перерасходе денежных средств и других ресурсов, можно отметить еще целый ряд причин подобного положения: принятие решения не на конкурсной основе, отсутствие всестороннего анализа качества и стоимости предлагаемых проектов, принятие решений с учетом личного доверия и симпатий и т.д. Однако каковы бы ни были причины принятия неэффективных решений по автоматизации в бюджетной сфере, все они выглядят как прямое нарушение указа президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Для руководителя любого уровня данное положение – больной вопрос, требующий принятия осторожных и взвешенных решений.

В число мер, направленных, на обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств, входит и вопрос об организации казначейского исполнения бюджета. Однако переход на казначейское исполнение бюджета не означает гарантии 100%-ной эффективности использования бюджетных средств, так как, в свою очередь, сама организация данного процесса создает новые проблемы. Поскольку в цикле данных статей не предполагалось “срывать покров” с процессов автоматизации бюджетных учреждений и “обнажать язвы общества”, ограничимся рассмотрением основных этапов автоматизации, с которыми приходится сталкиваться в любом бюджетном учреждении, а также некоторых особенностей, определяемых статусом автоматизируемого учреждения и кругом решаемых задач.

Отметим основные типы бюджетных учреждений. Это, прежде всего, бюджетополучатели, распорядители и главные распорядители кредитов, органы исполнительной власти, в том числе и финансовые органы. Естественно, что чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем проблем.

Наиболее серьезно вопросы автоматизации стоят перед финансовыми органами (управлениями и министерствами финансов), перед которыми стоят задачи как планирования бюджетов, так и контроля их исполнения. Казначейства, чаще всего созданные при финорганах как структурные подразделения, резко увеличили документооборот между участниками бюджетного процесса, в связи с чем автоматизация работы финорганов стала актуальна, как никогда. Особенностью сложившейся ситуации является то, что нередко в регионах действуют 3 казначейства различных уровней (городское (районное), республиканское (областное), федеральное. А поскольку решение об автоматизации для каждого уровня казначейств зачастую принимается независимо друг от друга, как организация работы, так эффективность деятельности казначейств могут существенно отличаться друг от друга. В условиях, когда проводится политика построения жесткой вертикали власти и контроля, неэффективность деятельности казначейства, приводящая к невыполнению своей основной задачи контроля рационального использования средств, может привести к переводу местных бюджетов под контроль федерального казначейства и полному роспуску местного казначейства.

Более низким, но достаточно сложным с точки зрения автоматизации является уровень главных распорядителей бюджета (ГР). На этом уровне необходимо решать как задачи, связанные с планированием, распределением и контролем использования бюджетных средств по подведомственным учреждениям в различных разрезах. Задача автоматизации на этом уровне усложняется еще и тем, что нередко ведется учет по различным уровням финансирования: республиканское, федеральное. Так как данные, которые передает ГР на более высокий федеральный или республиканский уровень, как правило, требуются не на бумажных носителях, а в электронном виде, неизбежно встают вопросы интеграции используемой у главного распорядителя системы автоматизации деятельности с системами более высокого уровня.

Автоматизация у бюджетополучателей как правило рассматривается только с точки зрения автоматизации бухгалтерского учета. И в этом заключается одна из ошибок, поскольку круг задач на данному уровне значительно шире. Это и взаимодействие с казначейством, и документооборот с главными распорядителями, планирование, учет бюджетных обязательств.

Очевидно, что желание заниматься автоматизацией в данных условиях требует оценки множества факторов, иначе неизбежны нерациональные затраты с полным или частичным отсутствием результата. Основные этапы автоматизации и принятие решений на каждом из этапов будут рассмотрены в следующей статье.

Опубликовано: Журнал "Свое дело".