загрузка страницы
 

Опыт эффективного управления: ОАО «Удмуртнефтепродукт»

ОАО «Удмуртнефтепродукт» - это крупнейшая компания в Удмуртии, занимающаяся хранением, перевалкой и торговлей всеми видами топлива (нефтепродуктообеспечение). В собственности предприятия 98 автозаправочных станций и 9 нефтебаз, расположенных по всей территории Удмуртии.

В свое время ОАО «Удмуртнефтепродукт» вышло из кризисной ситуации именно благодаря грамотному управлению. Финансовый директор ОАО «Удмуртнефтепродукт» Пьянков А.Я. делится опытом использования информационных систем для построения эффективной системы менеджмента.

- Алексей Яковлевич, что на Ваш взгляд является необходимым условием эффективного управления крупным предприятием?

Удмуртнефтепродукт Я считаю, что основой эффективного управления является принятие обоснованных и своевременных решений, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие предприятия. А чтобы принимать такие решения, на всех уровнях менеджмента нужна полная, оперативная и достоверная информация. Я не представляю, как ее можно получить без автоматизированной системы. Поэтому сейчас мы внедряем на нашем предприятии комплексную автоматизированную систему «Бизнес Люкс».

- Значит, Вы считаете, что основной инструмент повышения эффективности управления – это автоматизация предприятия?

Да, конечно, управленческие процессы и автоматизацию оторвать не возможно. Судите сами, у нас территориально распределенное предприятие. Раньше сбор информации, к примеру, об остатках нефтепродуктов на нефтебазах проводился еженедельно, причем каждая среда только этому и была посвящена. При этом соответствие предоставленных данных реальным документам проверить было невозможно. Теперь, имея в своем распоряжении КАС «Бизнес Люкс» и ее механизм репликации данных с удаленных серверов, мы можем оперативно (по несколько раз в день) получать данные с нефтебаз. И получаем мы не сводные данные, наспех подготовленные бухгалтерами, а полную информацию вплоть до первичных документов.

На основании данных из системы специалисты Управления уже могут строить весь необходимый анализ. Например, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью. Причем, при разговоре с поставщиком или покупателем можно сразу посмотреть в системе все первичные документы по движению нефтепродуктов на каждой нефтебазе и по оплате. При таком анализе сразу выявляются ошибки, которые могли быть допущены исполнителями при оформлении документов. Это позволяет избежать недостач, излишков, пересортицы, которые возникают при складском хранении. Не так давно мы вынашивали планы создания централизованной бухгалтерии, которая бы вела бухучет всех нефтебаз, главным образом с целью оптимизации расчета налогов и уменьшения числа ошибок в учете. Но это, безусловно, замедлило бы получение оперативной информации. Теперь в системе и без создания централизованной бухгалтерии мы получили по сути единый бухучет и централизованный расчет налогов.

- Это уже по существу вопросы реинжиниринга?

Мы не выделяли отдельный этап перестройки бизнес-процессов, но на протяжении всего внедрения КАС «Бизнес Люкс» мы совместно с ее разработчиками - НПО «Компьютер» - постоянно совершенствуем организационную структуру, схему документооборота, постановку учета на предприятии. Началось с разработки единого бухгалтерского плана счетов для всех нефтебаз, а сейчас в компании разработан регламент ввода данных, который дисциплинирует персонал и позволяет получить действительно оперативную и достоверную информацию. Кроме того, повысилась квалификация персонала.

В КАС «Бизнес Люкс» реализуются и автоматические контролирующие механизмы. Например, можно наложить запрет отпуска нефтепродукта без сертификата качества или без договора. Система в нашем случае облегчает также процесс обмена авизо и другими документами между подразделениями. Мы избегаем передачи некоторых документов в бумажном виде, потому что в электронном виде их передача происходит автоматически. И это уже определенное снижение затрат.

Большую роль автоматизированная система управления играет и как механизм поддержки единой системы учета на предприятии. Теперь, имея четкий отлаженный механизм, мы можем легко вносить в систему любые коррективы, связанные с изменением законодательства (например, новый план счетов, налоговый учет) или с развитием бизнеса (например, появление расчетов по пластиковым картам). Считаю, что такая мобильность перестройки процесса – это серьезное конкурентное преимущество в современных условиях.

- Сейчас много говорят о сложности внедрения комплексных автоматизированных систем. Так ли это?

Да, мы поняли, что процесс внедрения - это сложный многоэтапный процесс. Без участия грамотной команды внедренцев предприятию практически невозможно внедрить комплексную систему полноценно. Необходим свежий взгляд со стороны, не хватает персонала на вводных этапах. И конечно, здесь, как в любом деле, нужна четкая методика, основанная в первую очередь на опыте. НПО «Компьютер» обеспечивает нам этот процесс.

Наверно, мы довольно «привередливый» клиент, поскольку стремимся получить систему, которая в полной мере отвечала бы нашим требованиям. Здесь немалую роль играет и то, что мы работаем напрямую с разработчиком системы. Сотрудники НПО «Компьютер» постоянно работают вместе с нашими специалистами, которые предварительно прошли необходимое обучение. И теперь благодаря наличию собственных специалистов и тому, что КАС «Бизнес Люкс» имеет встроенный инструмент разработки IS-Builder, мы способны самостоятельно развивать систему.

- Чего удалось достигнуть и каковы планы на будущее?

За последнее время система менеджмента на предприятии стала значительно более четкой и эффективной, во многом благодаря автоматизации. Внедрение КАС «Бизнес Люкс» идет уже почти два года. На данный момент автоматизировано Управление и 4 нефтебазы, в том числе крупнейшая перевалочная нефтебаза в Камбарке. Это 98 реально работающих рабочих мест. Внедрены подсистемы бухгалтерского учета и управления материальными ресурсами, в т.ч. модуль учета нефтепродуктов, разработанный в процессе внедрения специально для нас. Сейчас завершается внедрение подсистемы оперативного управления расчетами с партнерами по договорам.

Мы почувствовали, что значит обладание информацией. Для меня компьютер важнее шариковой ручки. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. На этот год запланирована автоматизация оставшихся нефтебаз, а также внедрение системы электронного документооборота.

Опубликовано: Журнал "Эксперт-Урал" № 18/2002.