загрузка страницы
 

Комплексная автоматизация: Совокупная стоимость владения системой

Сколько стоит Комплексная Автоматизированная Система (КАС) управления предприятием? К сожалению, точного ответа на этот вопрос никто дать не может. Очевидно лишь, что было бы ошибкой отвечать на него, исходя лишь из стоимости самого программного обеспечения - необходимо учитывать и ряд других расходов. Все эти расходы формируют так называемую Совокупную Стоимость Владения, или Total Cost of Ownership (ТСО). Несмотря на то, что этот термин уже стал общеупотребительным, существуют расхождения по вопросам деления затрат на те или иные составляющие. Начальными параметрами для расчета TCO являются: размер предприятия, исходные условия внедрения, сроки, отводимые для завершения проекта, и многое другое.

Порядок некоторых затрат может быть легко определен до момента заключения договора, так как они имеют фиксированную стоимость, указанную в прайс-листах. К ним относят: стоимость программного обеспечения (лицензии), стоимость покупки компьютерной техники, а также приобретение различных системных программных продуктов.

Стоимость внедрения не имеет такого же однозначного значения, как стоимость лицензий. Как правило, стоимость внедрения оценивается приблизительно равной 100% от стоимости ПО. Сюда входит создание концепт-проекта информационной системы и проекта внедрения, работа консультантов и специалистов по настройке системы, а также обучение пользователей и технического персонала заказчика.

Зачастую, чтобы уменьшить стоимость внедрения, предприятия пытаются отказаться от услуг внешних специалистов - консультантов по внедрению. Считается, что свои специалисты знают свое предприятие лучше консультантов и при наличии инструкций, документации и начального обучения могут выполнить внедрение сами. Однако, внешняя по отношению к организации команда внедренцев обладает рядом неоспоримых преимуществ: богатый опыт решения подобных задач, беспристрастность в анализе бизнес-процессов и свежий взгляд на проблемы предприятия, проще решаются организационные вопросы (к внешней группе больше прислушиваются). Все это делает участие внешней группы внедрения крайне важным. Кроме того, на этапе запуска системы необходимо большое количество людей, которые после внедрения могут оказаться без дела.

Перечисленные группы и примеры затрат на эксплуатацию КАС не претендуют на полноту по причинам их огромного разнообразия в различных бизнес-сферах. Как же в целом без снижения качества системы можно снизить ее ТСО? На основе многолетнего опыта в НПО «Компьютер» выработаны следующие элементы, позволяющие это сделать: 

  • тщательное предпроектное исследование предприятия для учета всех требований к КАС гарантирует в дальнейшем отсутствие проблемы постоянных переделок в системе, а значит уменьшить стоимость настройки/разработки;
  • технология внедрения обеспечивает контролириуемость и прогнозируемость процесса, а значит и расходов, позволяет держать процесс в рамках бюджета, гарантирует что внедрение будет доведено до конца и все предыдущие расходы не будут бессмысленными;
  • использование инструмента разработки IS-Builder позволяет развивать систему самостоятельно, не прибегая к услугам разработчика, дает возможность выбора способа развития системы (разработчик, своими силами, независима компания);
  • использование стандартных СУБД вместо специально разработанных или редких удешевляет обслуживание, например, Microsoft SQL Server характеризуется оптимальным соотношением цена-качество, имеется достаточно много специалистов по этому продукту, обучение по нему дешевле и его легче получить.

Кроме того, не стоит забывать, что внедрение КАС это процесс длительный и TCO может раскладываться на несколько кварталов и даже лет. Например, внедрение КАС «Бизнес Люкс» происходит по подсистемам, что позволяет равномерно распределять во времени трудовые и финансовые вложения.

Так сколько же может стоить КАС? Недавно в Европе и США компанией Meta Group было проведено исследование с целью определить ТСО Комплексных Автоматизированных Систем. В 63 опрошенных компаниях (разных размеров и отраслей) средняя TCO составила 15 млн. долларов (минимальная - 400 тыс.).

В России, в регионах, затраты будут эффективными на уровне порядка 100-200 тыс. долларов. По сравнению с зарубежными, эти цифры выглядят реальными, особенно если разбить эту сумму на разнесенные во времени платежи. В таком случае, при среднем сроке внедрения в два года они составят 12,5 - 20 тыс. долларов ежеквартально.

После завершения внедрения системы расходы сокращаются, но не исчезают совсем. Остаются расходы на: 

  • обслуживание (заработная плата своих специалистов);
  • сопровождение (получение новых версий, консультации);
  • расширение (приобретение дополнительных лицензий и компьютеров, а также обязательное обучение новых пользователей);
  • развитие (возможные капиталовложения в разработку новых модулей.
Опубликовано: Журнал "Свое дело" № 5/2002.