загрузка страницы
 

Начинали - веселились, посчитали - прослезились

Всегда ли результаты внедрения информационных систем оправдывают ожидания

"Несмотря на то, что сейчас многие предприятия берутся за построение корпоративных информационных систем управления предприятием, в России реально внедренных комплексных систем - единицы", - считает генеральный директор НПО Нигматулин Гафур Талгатович.

- Гафур Талгатович, сейчас все чаще появляются сообщения о внедрении корпоративных информационных систем (КИС) на различных предприятиях, но как оценить, что реально сделано?

Да, многие фирмы-производители КИС говорят о растущем объеме продаж. Но когда речь заходит об успешных проектах, то результат, даже по оценкам самих производителей, гораздо менее оптимистичный. К примеру, у компании SAP, по ее же подсчетам, летом 2001 года в России из 200 инсталляций программы R/3 работало, только 110 проектов. У фирмы BAAN это соотношение составляло 44:21. При этом не понятно, что значит "работало".

При заключении договора на внедрение КИС оптимизм предприятий обычно велик, но не смотря на это проекты в большинстве случаев получаются частичными (например, ограничивается бухгалтерским учетом и складом), и экономический эффект от внедрения системы не достигается. Как говориться, "начинали - веселились, посчитали - прослезились".

- А как бы Вы охарактеризовали успешный проект внедрения КИС?

На мой взгляд успешно внедренная КИС должна стать неотъемлемой частью управления предприятием. Она должна охватывать все основные бизнес-процессы на предприятии: управление финансами, складами, расчетами с партнерами, кадрами и т.д. Для обеспечения оперативности и достоверности информация должна вводиться в систему только один раз - там, где появляется - и передаваться далее, чтобы каждый бизнес-процесс был автоматизирован полностью.

Например, управление финансами - это следующая цепочка действий в системе: разработка бюджета движения денежных средств - составление платежного календаря - утверждения заявок на финансирование - формирование платежных документов - получение оперативных в данных об остатках денежных средств, задолженности перед партнерами, исполнения бюджета и бухгалтерского учета.

Если брать количественный показатель, то КИС крупного предприятия должна включать не менее 150-200 рабочих мест. А самый простой индикатор работающей системы - это когда руководство пользуется данными из системы для принятия решений. Ведь для этого нужно иметь уверенность, что в любой момент времени эти данные отражают реальную картину.

Как же сделать так, чтобы проект стал успешным?

Исследования российского рынка, проведенные журналом "Эксперт", выявило, что 40% неудач ИТ-проектов связаны с невниманием к проекту руководства. Поэтому первый шаг - это правильно выбрать руководителя.

Если руководить процессом будет начальник ИВЦ, то вполне вероятно, что во главу угла будет ставиться оптимальность и надежность системы, а если главный бухгалтер - наверняка все разрезы вводимой в системе информации будут направлены на получение бухгалтерской и налоговой отчетности (именно так появляются "внедренные КИС", состоящие из 10-15 рабочих мест в бухгалтерии).

Чтобы избежать этого, изначально целью построения КИС должно ставиться повышения эффективности управления предприятием в целом. И руководить проектом должен один из первых заместителей генерального директора, который в состоянии взглянуть на процесс управления "сверху". Тем более, что внедрять систему "как есть" чаще всего бывает нецелесообразно, и параллельно с внедрением на предприятии обязательно проводится хотя бы минимальная оптимизация бизнес-процессов.

Очень важно в дальнейшем помнить о поставленных целях и стараться их придерживаться. Только так можно быть уверенным, что проект по внедрению КИС уложится в запланированные сроки и суммы Если постоянно сворачивать от целей, стараясь удовлетворить запросы каждого пользователя, то можно никогда не достичь желанного горизонта.

- Но результат все же в большой степени зависит от возможностей самой внедряемой системы?

Да, конечно. Чтобы система могла подстраиваться под потребности крупного предприятия в минимально короткие сроки, она должна обладать достаточно широкой функциональностью, иметь развитый инструмент разработки для адаптации, и быть масштабируемой. Именно такие задачи ставились в НПО "Компьютер" при разработке своей комплексной автоматизированной системы - КАС "Бизнес Люкс". Поэтому система разработана с помощью собственного инструмента IS-Builder и имеет возможность работы в удаленных подразделениях в режиме офф-лайн.

Но для того, чтобы даже хорошая система была качественно внедрена, необходима грамотная команда внедренцев. Нужны специалисты, которые досконально знают возможности системы, понимают задачи управления и находят необходимые решения в рамках системы для конкретного предприятия, а если надо, то и быстро адаптируют систему. Как показывает российская практика, такими качествами чаще всего обладает только фирма-разработчик, поэтому и внедрение от разработчика имеет большие шансы на успех.

Процесс внедрения систем не менее сложен, чем производство, а потому также требует четкой последовательности действий и правил их выполнения. НПО "Компьютер", основываясь на собственном опыте и существующих стандартах, выработало собственную технологию внедрения. Она предусматривает такие обязательные этапы, как разработка проекта внедрения системы, аттестация пользователей и администраторов, проведение регулярных совещаний с участием руководства, внутренний аудит проектов в НПО "Компьютер" и т.д.

В необходимости выполнения этих требований мы убедились на практике. Именно придерживаясь этих принципов, нам удалось сделать успешными проекты по внедрению КАС "Бизнес Люкс" в ООО "Пермтрансгаз", ОАО "Ависма", ОАО "Удмуртнефтепродукт" и у других наших партнеров. Эти проекты включают от 170 до 200 рабочих мест, территориально-распределенных по удаленным серверам на сотни километров, охватывают подсистемы управления финансами, договорами материальными ресурсами, персоналом, бухгалтерский учет. Работоспособность внедренных систем обеспечивается наличием на предприятиях обученного персонала, который самостоятельно сопровождают систему при минимальной поддержке специалистов НПО "Компьютер".

Опубликовано: Журнал "Эксперт-Урал" № 4/2003.