загрузка страницы
 

Информационная система бюджетного мониторинга (Управление финансов администрации г. Ижевска)

Постановка задачи

Управление финансов при администрации г. Ижевска - это структурное подразделение Администрации города Ижевска, организующее исполнение бюджета муниципального образования «город Ижевск», а также осуществляющее управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса.

В задачи Управления финансов входит формирование (планирование) городского бюджета, обеспечивающего эффективное ведение городского хозяйства, в соответствии с прогнозами поступлений доходов и расходов, финансирование головных управлений (здравоохранения, народного образования и т.д.) и более 150 организаций, полностью или частично состоящих на бюджете, контроль над правильностью использования ассигнований, выделенных из бюджета города и внебюджетных фондов.

Управляемость финансовыми ресурсами всегда стояла на первом месте у администрации города, кроме того, от депутатов все чаще стали поступать запросы по отчетности о работе администрации. Поэтому у руководства Управления финансов возросла необходимость оперативно получать различные отчеты по финансированию и планированию бюджета.

Современный уровень компьютерной техники позволяет за счет построения комплексной автоматизированной системы, охватывающей весь процесс подготовки и учета исполнения бюджета, добиться постоянного наличия оперативной, полной и достоверной информации об исполнении бюджета. Поэтому Управление финансов совместно с НПО "Компьютер" начало работы по созданию Информационной Системы Бюджетного Мониторинга (ИСБМ).

Целью создания Информационной системы бюджетного мониторинга ставилось:

  • создать единую систематизированную информационную базу данных об исполнении бюджета;
  • облегчить доступ к необходимой информации всем заинтересованным подразделениям Управления и сотрудникам бюджетных учреждений всех уровней;
  • автоматизировать работу по формированию проектов бюджетов и бюджетной росписи;
  • обеспечить оперативность исполнения всех процессов исполнения бюджета в связи с передачей информации в электронном виде;
  • исключить дублирование при внесении данных с бумажных документов в информационную базу;
  • обеспечить возможность проведения единой политики информационной безопасности в Управлении;
  • заменить морально устаревшее и не удовлетворяющее по своим характеристикам программное обеспечение;
  • обеспечить возможность интеграции с вновь разрабатываемым программным обеспечением.

Компания НПО "Компьютер" была выбрана исполнителем проекта потому, что имела опыт создания программ для учета бюджета, а решение для построения ИСБМ, предложенное НПО "Компьютер", обеспечивало автоматизацию всех бизнес-процессов в Управлении финансов и бюджетных учреждений различных уровней, ориентацию на современные средства, возможность дальнейшего развития ИС.

Решение

ИСБМ построена на базе инструмента разработки IS-Builder (разработчик НПО "Компьютер"). В июле 1998 г. в соответствии с методикой работы по проектам было проведено исследование бизнес-процессов, которое позволило проанализировать требования к ИС, разработать технический проект системы, определить порядок внедрения. Проект был полностью согласован с заказчиком (руководителями подразделений, специалистами АСУ).

Специалистами НПО "Компьютер" была проведена большая работа по реализации проекта системы. Учет бюджета города представляет собой систему, отличную от системы бухгалтерского учета в хозрасчетных и даже бюджетных организациях. И в этих условиях IS-Builder показал себя как мощный инструмент для разработки различных учетных задач.

В конце сентября 1998 г. НПО "Компьютер" осуществило поставку программного обеспечения для информационной системы бюджетного мониторинга. Как первый этап было выделено внедрение подсистемы для ведения бюджетного бухгалтерского учета. Параллельно проходило обучение специалистов АСУ и пользователей. Затем была проведена опытная эксплуатация, продлившаяся около 3 месяцев и завершенная в начале марта 1999 г.

Кроме того, на первом этапе был поставлен модуль "Контрольная панель руководителя" и разработан набор показателей для руководства Управления финансов. Этот модуль позволяет ежеминутно оценивать состояние исполнения бюджета на текущий момент без постоянной подготовки отчетов.

Использование для создания ИСБМ инструмента разработки комплексных систем IS-Builder позволило сделать разработку и внедрение поэтапным, при этом полученная информационная система представляет собой единое целое. С учетом этих возможностей автоматизация более сложной части - оперативного управления - была вынесена на второй этап, когда пользователи и специалисты самой организации уже более подготовлены к ее внедрению. Для автоматизации оперативного управления были разработаны подсистемы "Планирование бюджета" и "Учет исполнения бюджета", при этом в системе идет учет расчетов, не только в денежной форме, но и ценными бумагами, и через взаимозачет. В ИСБМ так же включены специальные модули для учета капитального строительства и кредитов. Внедрение подсистем закончено в конце августа 1999 г.

Весной 2000 года было принято решение о необходимости приведения системы учета в Управлении финансов города Ижевска в соответствие со статьей 215 бюджетного кодекса, которая декларирует казначейское исполнение бюджетов всех уровней, и возлагает на органы исполнительной власти организацию исполнения, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Казначейское исполнение бюджета любого уровня подразумевает собой осуществление всех расходов бюджетополучателей только после предварительного санкционирования с единого счета исполнения бюджета. Это во много раз увеличивает объем информации, которая должна обрабатываться в Управлении финансов. Таким образом провести этот процесс без информационной системы представляется невозможным.

Решение о переходе на казначейскую систему принималось уже с учетом возможности адаптации ИСБМ к новым требованиям. Благодаря использованию инструмента IS-Builder, на базе которого построена ИСБМ, система является не застывшей, а расширяемой и адаптируемой. Поэтому переход на казначейскую систему не потребовал приобретения нового программного обеспечения. Были разработаны дополнительные модули с использованием того же инструмента - IS-Builder, которые полностью интегрированы со всей системой. С осени 2000 года Управление Финансов обеспечивает казначейское исполнение бюджета города Ижевска.

В конце августа 2001 года был закончен пилотный проект по сбору от 10 организаций и 1 главного распорядителя отчетности и платежных документов. Проект предусматривал интеграцию с программой «Парус», которая используется в качестве системы ведения бухгалтерского учета у конечных распорядителей и источника, откуда данные в электронном виде поступают для обобщения в ИСБМ.

C середины 2001 года по весну 2002 была проведена работа по автоматизации работы всех главных распорядителей, что позволило децентрализовать ввод и обработку данных, подключив в качестве прямых пользователей системы еще 5 учреждений. Это позволило повысить оперативность обмена информацией и облегчить работу Управления финансов по подготовке сводной отчетности и формированию бюджетной росписи. Включение в работу по подготовке данных в электронном виде бюджетополучателей позволило собирать в электронном виде платежные документы и отчетность у большинства бюджетных учреждений муниципального подчинения.

В 2004-2005 годах произошли серьезные изменения в ведении бюджетного учета в связи с переходом на новый план счетов по инструкции 70Н, и затем 25Н. Использование встроенного гибкого инструмента разработки - IS-Builder позволило специалистам Управления финансов провести самостоятельную модификацию и адаптацию системы для работы в новых условиях.

После завершения работ с Информационной Системой Бюджетного Мониторинга начали работать более 70 пользователей Управления финансов. К корпоративной сети администрации города подключили также всех главных распорядителей для возможности работать с ИСБМ в режиме удаленного доступа в соответствии с назначенными правами.

Это позволило получать полную и достоверную информации о состоянии бюджета на любую дату, использовать эти сведения при планировании выделения бюджетных средств. ИСБМ обеспечило ведение плана доходов и расходов в разрезе бюджетной классификации с учетом изменений и поправок. Учет данных о финансировании в различной форме и распределение функций ввода по отделам позволил иметь полную информацию об исполнении бюджета, повысить оперативность данных, снизить вероятность ошибок в расчетах и сократить бумажный документооборот.

В 2009 году был дан старт новому проекту «Электронный обмен документами в рамках казначейского исполнения бюджета по расходам в Управлении финансов Администрации города Ижевска», сокращенно «Развитие ЭДО в ИСБМ». Он был направлен на организацию внешнего юридически значимого обмена электронными документами между участниками бюджетного процесса в городе Ижевске – бюджетополучателями, главными распорядителями и Управлением финансов Администрации г. Ижевска. Проект охватил процессы обмена документами в рамках казначейского исполнения бюджета по расходам и явился расширением возможностей уже используемых в Управлении финансов Администрации г. Ижевска систем электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM и Информационной системы бюджетного мониторинга (ИСБМ).

Для решения задач проекта была выбрана клиент-серверная технология с использованием веб-клиента. Вся бизнес-логика реализована в серверной части и выполняется на серверах Управления финансов. На стороне бюджетополучателя и главного распорядителя бюджетных средств была установлена клиентская часть (веб-портал), которая обеспечила выполнение простых действий, необходимых для инициации и контроля процессов казначейского исполнения бюджета. Пользователи веб-портала могут создавать и редактировать структурированные электронные документы и скан-образы подтверждающих документов, просматривать документы перед подписанием, подписывать документы электронно-цифровой подписью и получать информацию о состоянии лицевых счетов по запросу.

Бизнес-логика, реализованная в серверной части системы, обеспечивает прием первичных документов в систему электронного документооборота DIRECTUM, в том числе массовый ввод документов; их связь со скан-образами сопроводительных и подтверждающих документов, формирование записей в ИСБМ на основании переданных документов, отображение их состояния на сайте бюджетополучателя, а также подготовка и предоставление выписок о состоянии лицевых счетов бюджетополучателей и главных распорядителей.

Результаты

В настоящее время ИСБМ обеспечивает оперативный контроль и управление казначейским исполнением бюджета города, а также ведение бухгалтерского учета, поддерживает территориально распределенную работу пользователей системы. Регулярный автоматизированный обмен данными между Управлением финансов, главными распорядителями и бюджетополучателями позволяет оперативно отслеживать и контролировать проходящие платежи и отчетность, своевременно доводить информацию об исполнении бюджета и всех изменениях до уровня каждого бюджетного учреждения.

Кроме того, многократно возросли возможности анализа информации в электронном виде. ИСБМ позволила получать оперативные и достоверные отчеты по запросам вышестоящих органов, администрации города, депутатов городской думы.

Проект развития ИСБМ за счет принятия методических решений, изменения ИТ-инфраструктуры существенно повысил эффективность обработки информации, оптимизировал процессы документооборота между участниками обмена в соответствии с действующим законодательством и применением юридически значимой электронной подписи.

Современные средства хранения данных на SQL сервере, на которых базируется ИСБМ, обеспечивают должный уровень сохранности, поддержки целостности, секретности и скорости обработки данных. Протоколирование работы пользователей повышает ответственность и позволяет контролировать действия с данными информационной базы.