загрузка страницы
 

Нефтебазы+АЗС=Требуется управление!

По сравнению с проблемами небольших сетей АЗС проблемы управления крупными предприятиями нефтепродукто-обеспечения регионального масштаба гораздо шире и сложнее. Тем не менее эта тема затрагивается не часто.

Крупные предприятия нефтепродуктообеспечения, как правило, имеют не меньше пяти нефтебаз, расположенных в рамках определенного региона (области, республики), а также широкую сеть АЗС (от 50 до 150). Чтобы с таким "хозяйством" успевать адаптироваться под постоянно меняющиеся условия рынка нефтепродуктов, а значит не только выжить в условиях жесткой конкуренции, но и развиваться, необходимо эффективное управление.

Нефтепродуктообеспечение имеет ряд непростых и специфичных для данного вида деятельности проблем, в первую очередь связанных с организацией управления запасами и потоками движения нефтепродуктов. Ведь для того, чтобы организовать оптимальный процесс, нужно учесть множество параметров:

  • наличие нефтепродуктов на АЗС должно покрывать потребность мелких потребителей и корпоративных клиентов, заправляющихся по пластиковым картам, талонам и заборным ведомостям;
  • в свою очередь запас нефтепродуктов на нефтебазе должен обеспечивать снабжение АЗС и потребности оптовых покупателей (как разовых, так и постоянных, например, по договорам с правительствами и администрациями регионов);
  • необходимо организовать учет хранения нефтепродуктов других владельцев и использовать возможность заимствования нефтепродукта разными владельцами для создания "запаса прочности" в процессе минимизации запасов;
  • перевозка нефтепродуктов по железной дороге требует четкой регламентации графика перевозок, поэтому план отгрузки необходимо составлять ежедневно с учетом предоставленных цистерн и срочности заказов покупателей;
  • транспортировка трубопроводом или танкерами измеряется тысячами тонн, а значит необходимо "накопление" заказов на закупку до необходимого для транспортировки объема;
  • при наличии перевалочной нефтебазы нужно также организовать распределение по другим нефтебазам и учет нефтепродуктов "в пути";
  • и т.д.

Сложность управления обусловлена не только большим набором условий, которые нужно учесть при организации товарно-материальных потоков, но и территориальной распределенностью предприятий. Кроме того, централизованное управление закупками и реализацией, которое обычно применяется нефтепродуктовыми трейдерами, их поставщиками и покупателями, приводит к тому, что покупателем и грузополучателем являются разные организации, а значит потоки документов и товаров идут по разным направлениям (см. схему). Это затрудняет получение оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений.

Потоки товаро- и документооборота в нефтепродуктообеспечении

Перечисленные выше проблемы управления призвана решить довольно новая, но уже достаточно популярная наука - логистика. Организация ее применения на предприятии, как и всякой другой методологии управления, складывается из набора организационных и технических этапов.

Для повышения эффективности управления все логистические функции (закупка, транспортировка, складирование, хранение, сбыт) в целом по предприятию (по всем нефтебазам) должны быть объединены под контроль единого руководящего подразделения в центральном офисе (Управлении).

Необходимо разработать регламент сбора информации, поскольку основной поток данных о движении нефтепродуктов проходит через нефтебазы. Просто потребовать составления отчетов от нефтебаз недостаточно, ведь мы говорим об управлении, а не о "посмертном" учете. Оперативность и достоверность необходимой отчетности, а также ее разнообразие должны быть максимальные, а добиться этого можно, лишь имея в управлении полную информацию (вплоть до документа) обо всех операциях с нефтепродуктами, производимых в течение дня (или нескольких часов) на всех нефтебазах.

Такую информацию невозможно получить без комплексной автоматизированной системы управления. Эта система должна позволять свести воедино все информационные потоки, необходимые для управления движением нефтепродуктов:

  • данные среднесрочного планирования (бюджетирования) реализации, закупок, финансов и т.д.
  • оперативное планирование закупок и отгрузок на основании сформированных заказов поставщиков и покупателей;
  • наличие и движение нефтепродуктов во всех разрезах учета (нефтебаза или АЗС, резервуар, владелец, вид и марка нефтепродукта, способ транспортировки, тип и номер транспортного средства, договор и т.д.) и в разные моменты времени (отгрузка поставщиком, поступление на нефтебазу, отгрузка покупателю, поступление на АЗС и т.д.);
  • контроль нарушения графиков отгрузок по поставщикам и основным покупателям, снижение объемов реализации АЗС, уменьшение уровня запасов на нефтебазе ниже страхового уровня и т.д.;
  • управляющие воздействия (например, разрешение или запрет Управления на прием или отпуск нефтепродуктов на нефтебазе, в том числе диспетчеризация перевалочных нефтебаз ).

Немаловажным требованием к автоматизированной системе должно стать обеспечение территориально-распределенной работы в условиях плохих линий связи, ведь не секрет, что именно так обстоит дело на большинстве нефтебаз, расположенных в небольших населенных пунктах.

Конечно, внедрение комплексной автоматизированной системы управления и построение логистической системы - это сложный процесс. Тут необходимы воля и постоянное участие в процессе высшего звена менеджеров предприятия. Кроме того, невозможно построить подобную систему без сторонней информационно-консалтинговой фирмы, имеющей опыт в реализации подобных проектов.

Уникальным в своем роде является проект по созданию комплексной автоматизированной системы управления, реализованный НПО "Компьютер" в ОАО "Удмуртнефтепродукт" - крупнейшем предприятии нефтепродуктообеспечения Удмуртии. Система построена на базе отраслевого решения КАС "Бизнес Люкс - Нефтепродукты", созданного НПО "Компьютер".

Благодаря изначально поставленной цели - повысить эффективность управления предприятием в целом - и постоянному участию руководства ОАО "Удмуртнефтепродукт", в процессе внедрения не просто проходило обучение персонала и адаптация системы под существующие стандарты управления, но также оптимизировались многие бизнес-процессы.

В результате получилось по сути дела единственное в России решение подобного масштаба на предприятии нефтепродуктообеспечения: система позволила связать в единую базу данных 10 удаленных филиалов и Управление (в общей сложности около 170 рабочих мест), что позволило добиться стабильного получения менеджерами Управления оперативной (до нескольких часов) и достоверной (до каждого документа) информации для принятия решений.

Информация постепенно перестает быть вспомогательным фактором и способна при умелом использовании сама повысить производительность труда и сократить издержки. Отсутствие же оперативной информации для принятия решений лишает предприятие мобильности в управлении, а значит - шансов выжить в условиях конкуренции.

Опубликовано: журнал "Современные АЗС" №3/2003.