загрузка страницы
 

Информационная система ОАО «Корпорация ВСМПО – АВИСМА»

Исходные данные

ОАО «Корпорация ВСМПО – АВИСМА» – крупнейший в мире производитель титановых слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. В спектр производимой продукции также входят прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.

Партнеры Корпорации – ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего - более 300 фирм в 48 странах мира и более 1500 российских заказчиков. Доверие партнеров подкрепляют более 300 международных сертификатов на систему менеджмента качества, методы производства и контроля, отдельные виды продукции из титана и других материалов.

Появлению ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в 2005 году предшествовало тесное многолетнее сотрудничество Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ОАО «ВСМПО») и Березниковского титано-магниевого комбината (ОАО «АВИСМА»). Объединение предприятий позволило проводить единую техническую политику и маркетинговую стратегию, поддерживать имидж надежного поставщика продукции высокого качества.

У руководства созданной Корпорации возникла потребность в организации единого информационного пространства предприятий, т.к. на момент объединения на ВСМПО информационная система представляла собой набор собственных разработок, а на АВИСМА ядром информационной системы выступала КАС «Бизнес Люкс».

Для комплексной автоматизации деятельности Корпорации руководство рассматривало варианты внедрения различных систем. При сложной финансовой ситуации в России и в мире важными требованиями к выбираемому решению было оптимальное сочетание функциональности системы и стоимости внедрения, возможность поэтапного решения поставленных задач. В результате продолжительного процесса изучения и анализа предложений ИТ-рынка, руководство Корпорации выбрало КАС «Бизнес Люкс».

Решение

После анализа потребностей Корпорации весной 2010 года стартовал проект внедрения подсистем «Управление расчетами по договорам» и «Управление финансами» на площадке ВСМПО. В рамках исследования автоматизируемых бизнес-процессов специалисты НПО «Компьютер» рассматривали возможности оптимизации работы Дирекции по экономике и финансам, Дирекции по маркетингу и сбыту, Дирекции по снабжению и Дирекции по правовым вопросам. В ходе подготовительного этапа проекта были разработаны и согласованы проектные решения, описывающие автоматизацию в КАС «Бизнес Люкс» 45 бизнес-процессов.

В дополнение к подсистеме «Управление финансами» было решено использовать подсистему «Бюджетное управление» для формирования и контроля исполнения бюджета движения денежных средств (БДДС). Также был проведен консалтинг по оптимизации структуры БДДС для повышения прозрачности планирования и сбора фактических результатов. Важной частью проектных решений стал раздел, детально описывающий адаптацию системы под специфику предприятия, конвертацию данных и интеграцию с уже используемыми системами собственной разработки для учета операций по сбыту и снабжению, управлению кадрами и расчету зарплаты, а также с системами «Клиент-Банк» и системой электронного документооборота DIRECTUM.

Осенью 2010 года была проведена тестовая эксплуатация системы с участием ведущих специалистов Корпорации. По результатам теста была подтверждена работоспособность КАС «Бизнес Люкс» и одобрен переход к опытно-промышленной эксплуатации. Благодаря уверенности в устойчивом функционировании системы было решено отказаться от ведения параллельного учета в старых программах с начала эксплуатации, что значительно снизило нагрузку на пользователей в период внедрения.

В ходе опытно-промышленной эксплуатации в КАС «Бизнес Люкс» были автоматизированы бизнес-процессы управления договорами и финансами, формирования и контроля исполнения бюджета движения денежных средств (БДДС):

  • подготовка и оформление договоров (реализация, закупка, работы и услуги, паспорта сделок по экспортным и импортным операциям);
  • реализация по договорам (готовая продукция, прочие товары, работы и услуги на внутреннем рынке РФ и реализация на экспорт);
  • приобретение по договорам (материальные ценности, оборудование, объекты основных средств и услуги на внутреннем рынке РФ и по импорту);
  • учет исков и претензий по договорным отношениям (фиксация поступающих исков и претензий, ограничение ведения денежных расчетов);
  • планирование и контроль исполнения БДДС (составление бюджета, контроль лимитов финансирования, выполнение бюджета);
  • формирование и корректировка платежного календаря (краткосрочное финансовое планирование движения денежных средств, оценка необходимости привлечения заемных средств);
  • учет движения денежных средств (учет денежных средств на банковских счетах в рублях и в валюте, учет наличных денежных средств в кассах Корпорации, учет ценных бумаг, проведение взаимозачетов);
  • учет операций по кредитам и займам (регистрация кредитных договоров, отражение кредитных поступлений, начисление процентов и отслеживание использования заемных средств) и др.

Внедрение подсистем «Управление расчетами по договорам», «Управление финансами» и «Бюджетное управление» КАС «Бизнес Люкс» завершилось в феврале 2011 года.

Благодаря автоматизации процессов на базе КАС «Бизнес Люкс» был заложен фундамент для создания единой информационной среды. Исключен двойной ввод информации при проведении операций по реализации готовой продукции, товаров и поступлению материалов за счет интеграции КАС «Бизнес Люкс» с используемыми на предприятии системами. Для оперативного отражения банковских операций настроен обмен данными КАС «Бизнес Люкс» с системами «Клиент-Банк» для всех банков-партнеров Корпорации. Организован удобный доступ из КАС «Бизнес Люкс» к электронному архиву договорных документов, созданному в системе DIRECTUM.

Руководство Корпорации получило следующие результаты:

  • повышена оперативность получения информации по текущему состоянию расчетов с контрагентами, необходимая для принятия управленческих решений, организован доступ к договорным документам;
  • обеспечена возможность эффективного управления денежными средствами за счет повышения точности данных и расширения горизонта оперативного планирования;
  • сокращены затраты времени сотрудников за счет оптимизации бизнес-процессов и объединения программных продуктов в единое информационное пространство.

После завершения проекта на площадке ВСМПО последовало тиражирование решения по управлению договорами и финансами на площадке АВИСМА.

Следующим важным этапом развития информационной системы предприятия стал проект комплексной автоматизации бухгалтерского и налогового учета Корпорации, рассчитанный на три года. Предстояло выполнить масштабный объем работ, поэтому было принято решение проект разделить на три этапа.

Первый этап стартовал в апреле 2011 года. В ходе него специалисты компании НПО «Компьютер» совместно со специалистами Корпорации разработали проект рабочего плана счетов, рассчитанный на работу в едином информационном пространстве бухгалтерии промышленной площадки ВСМПО, промышленной площадки АВИСМА и представительства в г. Москва. С целью повышения эффективности работы персонала были выработаны рекомендации по изменениям в организационной структуре финансово-экономических служб. Первый этап внедрения завершился в феврале 2012 года. В ходе него были автоматизированы участки:

  • учет движения денежных средств;
  • учет расчетов с контрагентами (поставщики, покупатели, прочие дебиторы и кредиторы, подотчетные лица и т.д.);
  • расчеты по НДС, в том числе по экспортным операциям;
  • ведение книг покупок и продаж.

Стоит отметить, что учет НДС, связанного с экспортными операциями, реализован в соответствии со спецификой работы специалистов Корпорации. Решение включает в себя набор специальных форм налоговой отчетности, которое позволило свести к минимуму участие ИТ-специалистов Корпорации в формировании налоговой отчетности и повысить уровень внутреннего контроля за счет прозрачности и доступности информации рядовому пользователю.

В марте 2012 начался второй этап внедрения бухгалтерского учета, в ходе которого были автоматизированы участки:

  • учет операций по движению товарно-материальных ценностей;
  • учет операций по капитальному строительству;
  • учет прочих доходов и расходов.

В процессе реализации учета операций по движению товарно-материальных ценностей была настроена интеграция с системой складского учета. Механизм интеграции избавил специалистов Корпорации от дублирующего ввода данных в двух системах, ускорил их обработку и свел к минимуму возникновение расхождений в складском и бухгалтерском учете.

Завершающий третий этап автоматизации бухгалтерского и налогового учета начался в марте 2013 года. Перевод в промышленную эксплуатацию состоялся в июне 2014 года. По итогам проекта были автоматизированы процессы:

  • учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с правилами ведения бухгалтерского и налогового учета Российской Федерации, а также в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
  • учет операций по затратам и готовой продукции. Особенность участка заключается в том, что учет операций по затратам на ВСМПО ведется в нескольких сторонних системах, поэтому сложностью автоматизации данного процесса стала настройка интеграции КАС «Бизнес Люкс» с этими системами;
  • учет резервов, доходов и расходов будущих периодов;
  • учет расчетов по налогам и сборам (налог на имущество, налог на прибыль, транспортный налог, земельный налог).

Таким образом, специалисты Корпорации получили инструмент для автоматического формирования всей необходимой бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами финансовой отчетности.

После завершения каждого этапа автоматизации бухгалтерского учета на площадке ВСМПО начиналось тиражирование решения этого этапа на площадке АВИСМА. В результате создана основа для объединения информационных систем ВСМПО и АВИСМА. Особый эффект от внедрения обеспечивает механизм единого «стоп-листа» Корпорации. За счет консолидации справочников и ведения единого плана счетов данный механизм позволяет повысить контроль расчетов с неблагонадежными контрагентами, что дает возможность сокращать дебиторскую задолженность.

В апреле 2014 года стартовал проект по развитию подсистемы «Бюджетирование» КАС «Бизнес Люкс». Главная цель проекта - разработка решения, позволяющего подключить к планированию бюджета движения денежных средств все подразделения Корпорации. В КАС «Бизнес Люкс» разработана унифицированная форма бюджетной заявки, с помощью которой подразделения заявляют в бюджет плановые суммы выплат и поступлений. Согласование бюджетных заявок реализовано на базе системы DIRECTUM. Вся информация, полученная от подразделений, автоматически консолидируется у специалистов планово-экономического отдела. Разработанное решение позволило уже в июне 2014 года успешно завершить пилотный проект, в результате которого к планированию подключено 10 ключевых подразделений ВСМПО. В планах - тиражирование решения на более чем 100 подразделений Корпорации, включая производственную площадку АВИСМА.

Результаты и перспективы

Сотрудничество Корпорации с НПО "Компьютер" началось в 2010 г. За период с 2010 по 2014 гг. специалистами Корпорации совместно со специалистами НПО "Компьютер" были успешно выполнены работы по автоматизации следующих участков хозяйственной деятельности: бюджетирование, управление договорами и финансами, бухгалтерский учет, налоговый учет.